Памятка преподавателю - разработчику электронного курса

   Курс автоматизированного электронного обучения подразумевает использование в системе последовательного ряда различных видов учебной деятельности, основными из которых является подготовка к обучению (психоэмоциональная настройка, освоение приемов психосаморегуляции состояния,  активизация навыков самостоятельной учебной деятельности), чтение учебных текстов в виде блоков-экранов с последовательным ответом на контрольные вопросы, составление опорных конспектов на разных уровнях обобщения, ролевые игры по обсуждению опорных конспектов в заданных ролях, творческие соревнования учебных коллективов.

   Все инструкции по организации учебной деятельности, методики и техническое обеспечение для их осуществления достаточно инвариантны к содержанию курса. От преподавателей конкретных курсов требуется только мотивационная и содержательная части курса. Тем не менее, авторам курсов полезно учесть многоступенчатость процесса обучения, обеспечивающего поэтапное восхождение по уровням овладения учебной информацией, что требует соответствующей подготовки учебных и тестовых заданий, адекватных каждому уровню овладения учебной информацией. Как подготовить электронный курс?

   Начальный этап обучения осуществляется в виде психоэмоциональной настройки, для чего обучаемым  предлагаются популярные песни караоке, упражнения психосаморегуляции, занимательные афоризмы. В дополнение к уже предлагаемому набору преподаватель может предложить свои варианты психоэмоциональной настройки к предстоящей учебной деятельности.
   Первый этап учебного цикла организуются в форме индивидуальной учебной деятельности (ускоренное чтение текстовых блоков-экранов с последующим пошаговым контролем при переходе к следующему блоку текста.   
      Для обеспечения этого этапа автоматизированного  обучения преподавателю требуется материал каждой лекции представить в текстовом файле  в виде автономных блоков-страниц с рисунками на каждую страницу, контрольными вопросами на каждую страницу  с альтернативными вариантами ответов и вспомогательными гиперссылками. Пример текста    
 Контрольные вопросы должны охватывать содержание одной страницы и иметь  альтернативные варианты ответов. (Правильные варианты ответов должны быть выделены  цветом). Пример контрольнах вопросов
      В учебном тексте можно выделить жирным шрифтом ключевые слова, а также гиперссылки (синий цвет). На каждую гиперссылку затем нужна отдельная страница текста (можно с рисунком) для расшифровки выделенных гиперссылкой понятий. Все это делается в редакторе  FrontPage.
   Контрольные вопросы (их количество 1-8) должны охватывать объем материала только одного экрана. К вопросам должны прилагаться варианты ответов (2-5), желательно в лаконичной форме типа “да”, “нет”, “сомневаюсь”. Правильные варианты ответов следует выделить цветом. Если обучаемый отвечает правильно на контрольный вопрос, он переходит к следующему виду работы с текстом - выделению ключевых слов, пояснений и расшифровок. Пример работы с текстом  Преподавателю необходимо выдклить цветом все ключевые слова, расшифровки и пояснения.

 Следующим этапом рациональной работы с текстом является составление опорного конспекта. Выделенные цветом слова и фразы копируются и переносятся на страницу  презентации   PowerPoint.   Пример выделенных слов.  Все расцвеченные слова преподавателю нужно скопировать в кадр  PowerPoint.

 Далее из перенесенных на страницу презентации слов в  PowerPoint  создается опорный конспект в виде блок-схемы. Преподавателю надо средствами  PowerPoint  составить опорный конспект.  Пример опорного конспекта. 

Для последующего этапа обучения в виде игрового конструктора нужно создать вариант слепого конспекта.  Подготовителю электронного курса надо исключить все надписи  и сохранить файл в таком виде. Вариант такого слепого конспекта-трафарета

 С помощью игрового конструктора обучаемый сможет активизировать и проверить свои знания, передвигая надписи на соответствующих пустой блок. Средствами Macromedia Flash  подготовителю электронного курса надо создать электронный конструктор. Пример создания передвигаемых символов

Следующий экран позволяет осуществить эту интерактивную игру. Пример

Этап творческого овладения учебной информацией может осуществляться с помощью игровой коллективной деятельности типа КВН или "генерации идей" как непосредственно в учебной аудитории, так и дистанционно. Пример  странички творческих соревнований учебных коллективов.

В завершение  учебного процесса преподаватель может подготовить тесты оценки знаний.  Конструктор тестов

По сравнению с книжным вариантом учебника, электронная версия дает возможности значительно разнообразить процесс обучения и повысить уровень усвоения информации.  Во время демонстрации каждой страницы может звучать фоновая музыка (нужно только выбрать соответствующие музыкальные произведения). В текст можно вставить гиперссылки для мгновенного перехода к дополнительным графическим материалам, конспектам, практическим заданиям-упражнениям, фрагментам аутотренинга (в виде фонограммы или кинофрагмента), зарядкам-разминкам, видеофрагментам, промежуточным тестовым заданиям, игровым заданиям

Hosted by uCoz