Следующим аспектом интенсификации обучения
является использование неосознаваемых механизмов деятельности мозга. Если
обычные учебные тексты обучаемые усваивают за счет обычного осознаваемого
и логического восприятия, и этому виду усвоения свойственны различные барьеры,
то для неосознаваемого восприятия таких барьеров не существует. Если информацию
предъявлять между порогом осознаваемого восприятия и физиологическим порогом
- в так называемой субсенсорной зоне, то
эта информация может быть усвоена при некоторых условиях.
Всем известны американские эксперименты, когда в
фильмы монтировались кадры рекламного зарактера (25-ый кадр), когда после
фильма выяснялось, что зрители осознанно прочесть врезку не могли, но в
их действиях после просмотра фильма неспоримо проявлялся факт восприятия
ими этой рекламной информации, притом превращенная в ощущение. Российский
ученый доктор Костандов предъявлял испытуемым с помощью обычного диапроектора
и фотозатвора различные по длительности вспышки с надписью, например «Горячо!».
Пока экспозиция составляла несколько миллисекунд, испытуемые никак
не реагировали на предъявляемые стимулы. Лишь когда эта экспозиция превзошла
физиологический порог, а он составляет примерно 1/25 долю секунды, они
стали ощущать, будто «на стуле стало сидеть как-то горячо». И лишь когда
экспозиция превысила порог осознавания, они стали видеть на экране предъявляемое
слово. Отсюда следует вывод, что информация усваивается в субсенсорной
области, притом не на уровне осознаваемого восприятия или логики, а на
уровне чувств. Кстати предъявление информации в субсенсорной области имеет
еще одно преимущество - для такого канала не существует информационных
барьеров, можно ею загружать подсознание в неограниченных объемах. А всплывет
в сознании лишь та информация, которая будет востребована уже в деятельности
человека. И создать такую деятельность удается очень эффективно с
помощью игровых форм обучения. Таким образом, неосознаваемое восприятие
является важнейшим компонентом интенсификации обучения. Загружать подсознание
информацией можно практически без ограничения объема. Например, в
современных курсах интенсивного обучения в самом начале курса вводится
так называемая информационная стимуляция - предъявляется словарь родного
(русского) языка в объеме 120000 слов за один урок обучения. Активизация
лексического запаса на родном языке стимулирует усвоение лексики
и других иностранных языков.
Таким образом, непроизвольное запоминание, использование
неосознаваемой психической активности обучаемого, является существенным
компонентом интенсификации процесса обучения.
Субсенсорная зона - это (выбрать)
то,
что не осознается то,
что не воспринимается
Для субсенсорного восприятия
есть барьеры для восприятия?
Нет
Есть
Человек фиксирует в памяти все,
что видит в течение жизни?
Нет
Да
Избирательно