Болгарский ученый, доктор наук Г.Лозанов еще в 60-тые
годы провел такой эксперимент. Он давал учащимся в течение одного урока
различные объемы информации и исследовал как она усваивается. Если предъявить
за одно занятие до 20-30 новых понятий, они, как правило, усваиваются.
Если предъявить 50 новых понятий - кривая идет книзу. Если предъявить массив
информации вдвое больший, то при некоторых условиях кривая усвоения растет.
Затем где-то около 250 новых понятий опять наблюдается спад. А затем при
увеличении предъявляемого массива кривая усвоения опять растет. Лозанов
изучил и обосновал эти барьеры. Первый из них он назвал “Критически-логический”,
а второй он назвал “Интуитивно-аффективный”. Вот эти барьеры благодаря
существующей системе воспитания и развития человека предохраняют мозг от
перегрузки ненужной ему информации. Но нельзя ли эти барьеры преодолеть,
когда это нужно? В учебных целях, например? Лозанов разработал специальную
методику, которую назвал “Суггестопедия”, в которую воплотилась возможности
преодоления этих барьеров. Суггестия - наука о внушении, об использовании
неосознаваемых механизмов деятельности мозга. Благодаря специально построенному
внушению в игровых формах обучаемые у Лозанова преодолевают эти информационные
барьеры. Наилучший результат Лозанова - 1000 новых слов (новых понятий)
за один урок обучения при использовании методики суггестопедии. Притом
суггестия - внушение у Лозанова используется не в медицинском варианте,
известным многим как гипноз. Суггестия используется в игровых формах и
представляет собой фактически хорошо отрежиссированную актерскую игру преподавателя.
В данном случае речь идет о суггестии как форме искусства. Вообще, надо
сказать искусство обладает суггестивной силой. Например, мы смотрим кинофильм
и знаем, что это все - заранее заснятая игра актеров. Но у нас непроизвольно
появляются эмоции: радость, смех, иногда выступают и слезы. Вот это и есть
суггестивное воздействие искусства!
Мы смотрим картину великого мастера кисти - мы проникаемся
колоритом эпохи, представляем себя как бы в этой новой среде. У нас тоже
появляются новые эмоции. Это - тоже суггестия! Музыка также действует на
нашу подсознательную сферу - это тоже вид суггестивного воздействия! Вот
на такого рода суггестивном воздействии строится методика преодоления информационных
барьеров, притом в суггестивно-игровых формах.
Чем больше новых понятий в уроке,
тем сложнее их усвоить?
Да
Нет
Все не так просто
Критическо-логический барьер обязан
нашей критической сущности?
Да
Нет
Сомневаюсь
Интуитивно-аффективный барьер обязан
нашей интуиции?
Скорее
“нет”
Скорее “да”
Суггестия и есть искусство?
Сомневаюсь
Похоже “да”
Похоже “нет”
Позволяет ли суггестия преодолеть
информационные барьеры?
Да
Никогда!
При некоторых условиях