Процесс интенсивного обучения представляет поэтапный
процесс восхождения по уровням усвоения учебной информации. На начальном
этапе подготовки к обучению обеспечивается «готовность» к процессу обучения
с помощью освоения приемов психосаморегуляции состояния. На этапе информационной
стимуляции достигается уровень «узнавания» с помощью усвоения приемов ускоренного
чтения. Этап репродуктивной деятельности обеспечивает уровень «воспроизведения»
за счет использования приемов конспектирования учебных текстов. Этап активизации
обеспечивается ролевыми играми, в процессе которого обеспечивается уровень
«применения» изучаемой информации. Уровень «творчества» обеспечивается
на этапе импровизации за счет обеспечения различных творческих видов деятельности,
типа соревнований, «мозгового штурма» и т.д. Такая этапность присутствует
в любом процессе интенсивного обучения, но в процессе обучения любой дисциплине
каждый из этапов представляет и самостоятельное значение. Для этапа психосаморегуляции
создана специальная методика обучения аутотренингу - приемам психической
саморегуляции. Для обеспечения второго этапа существует методика
обучения динамическому (ускоренному) чтению. Для обеспечения следующего
этапа существует методика рациональной работы с текстом, которая учит конспектированию
на разных уровнях обобщения учебной информации. Для освоения этапа ролевых
игр создана методика обучения тренингу общения, которая имеет и самостоятельное
значение для обучения лучшему взаимопониманию между людьми.
Уровень «творчества» обеспечивается методикой
«генерации идей», «мозгового штурма» и других формах активизации творческой
деятельности типа творческих соревнований, КВН и т.д.
Все приведенные выше методик служат не только
для обучения, но и для активизации процесса развития и воспитания в
интенсивной учебной деятельности.