Рациональная работа с текстом обеспечивает возможность
создание опорного конспекта - ориентировочной основы деятельности. Обычно
приемам конспектирования не обучают ни в каких учебных заведениях, хотя
это очень важный аспект учебной деятельности.
Вот как легко составить опорный конспект. При
просмотре всего учебника сначала обучаемым предлагается в первую графу
такого конспекта занести ключевые слова, план. При просмотре страницы,
на что отводится всего 15 секунд, нужно записать несколько ключевых слов,
которые определяют смысл данной страницы. При вторичном просмотре обучаемый
должен выделить главное и сопоставить каждое понятие этой графы конспекта
с ключевыми словами, т.е. провести анализ текста. В третьей графе
конспекта, при просмотре текста от начала до конца, предлагается сделать
соответствующие пояснения и связать их с предыдущими понятиями второй графы.
В третью графу конспекта пишутся замечания, неясности и свое отношение
обучаемого к данному тексту. Так образуется конспект на четырех разных
уровнях анализа и обобщения. Известно, если учащийся самостоятельно и очень
тщательно составил шпаргалку, но он вполне сможет сдать экзамен и без нее
- ведь он уже основательно поработал с текстом на уровне его анализа и
обобщения. В данном случае учащимся предлагается специальная методика рациональной
работы с текстом по его анализу и синтезу на разных уровнях его анализа
и обобщения. В процессе такой работы усваивается информация не только в
виде отдельных понятий, но в их взаимосвязи.