Самым последним экспериментом из этой серии было
изучение трех словарей английского, немецкого и французского языков общим
объемом 30000 слов. Оказалось, что через неделю учащиеся могли перевести
в среднем 15000 слов из предложенных им 30000 слов. Заметьте, что когда
предъявляемый массив составлял 1000 слов, процент усвоения составлял 98%.
При росте предъявляемого массива процент усвоения падает - при 30000 слов
он составил уже 50%. И хотя процент усвоения с ростом массива падает, но
ведь 50% от 30000 слов - это 15000 слов. Таким образом выснилась первая
посыдка интенсификации обучения: нужно информацию предъявлять не мелкими
блоками (как параграф, глава), а большими, даже скорее громадными массивами
в объеме сразу целого учебника. Тогда при предъявлении таких массивов усвоение
информации носит вероятностный характер. Но если использовать различные
модификации учебного материала - предъявлять материал в различных игровых
формах при большом количестве повторений, учащиеся и быстрее и лучше усваивают
учебный материал.