Второй аспект интенсификации обучения - зависимость эффекта обучения от состояния обучаемого. Если измерить в процессе обучения хотя бы скорость чтения в курсе обучения скорочтению, а параллельно тестом САН оценить самочувствие, активность и настроение обучаемого, то оказывается, что состояние в курсе обучения практически определяет усвоение учебной информации в процессе обучения. Оказывается, все дело в том, в каком состоянии находится обучаемый в процессе обучения. И сразу напрашивается вывод, что необходимо уметь управлять состоянием обучаемого в процессе обучения. Тогда получается и управление усвоением информации, в частности, в таких объемах, о которых уже была речь.
Чтобы изучить эффективность управления состоянием в процессе обучения, был поставлен специальный эксперимент. На пленку в случайном порядке  были записаны различные суггестивные формулы - это фрагменты аутотренинга. Были записаны различные фрагменты тормозного воздействия типа «Вы успокаиваетесь...» и различной силы активизирующего воздействия, например «Чувствуете бодрость, радость, вдохновение!» и т.д. Под специальную музыку  диктором - психотерапевтом эти фрагменты были записаны а затем воспроизведены магнитофоном. В левой части графика показано распределение количества релаксирующих реакций, а в правой части распределение активизирующих  реакций на различные по характеру воздействия. В результате напрашивается вывод: во всех случаях наблюдается тенденция: успокоение при релаксирующем воздействии и тонизация на активизирующее воздействие. Таким образом, имеет место  управление состоянием в процессе обучения.
Такое управление необходимо, чтобы избежать стрессовой реакции при перегрузке информацией при интенсивном обучении. Ведь при обычном традиционном обучении при перегрузке информацией наблюдается неуправляемая стрессовая реакция. А избежать ее можно только за счет  управления состоянием, в частности, средствами суггестивного воздействия - тормозного или тонизирующего.



Управлять состоянием можно с магнитофона?    Да   нет 

Чтобы изменить состояние достаточно просто дать соответствующую словесную команду?  Да   нет

Чтобы управлять состоянием нужно воздействие в форме (выбрать)
эмоциональной    суггестивной    декларативной     инструктивной

Чтобы избежать стрессовой реакции нужно (выбрать)
управлять вниманием       управлять состоянием
 

Hosted by uCoz