Второй аспект интенсификации обучения - зависимость
эффекта обучения от состояния обучаемого. Если измерить в процессе обучения
хотя бы скорость чтения в курсе обучения скорочтению, а параллельно тестом
САН оценить самочувствие, активность и настроение обучаемого, то оказывается,
что состояние в курсе обучения практически определяет усвоение учебной
информации в процессе обучения. Оказывается, все дело в том, в каком состоянии
находится обучаемый в процессе обучения. И сразу напрашивается вывод, что
необходимо уметь управлять состоянием обучаемого в процессе обучения. Тогда
получается и управление усвоением информации, в частности, в таких объемах,
о которых уже была речь.
Чтобы изучить эффективность управления состоянием
в процессе обучения, был поставлен специальный эксперимент. На пленку в
случайном порядке были записаны различные суггестивные формулы -
это фрагменты аутотренинга. Были записаны различные фрагменты тормозного
воздействия типа «Вы успокаиваетесь...» и различной силы активизирующего
воздействия, например «Чувствуете бодрость, радость, вдохновение!» и т.д.
Под специальную музыку диктором - психотерапевтом эти фрагменты были
записаны а затем воспроизведены магнитофоном. В левой части графика показано
распределение количества релаксирующих реакций, а в правой части распределение
активизирующих реакций на различные по характеру воздействия. В результате
напрашивается вывод: во всех случаях наблюдается тенденция: успокоение
при релаксирующем воздействии и тонизация на активизирующее воздействие.
Таким образом, имеет место управление состоянием в процессе обучения.
Такое управление необходимо, чтобы избежать
стрессовой реакции при перегрузке информацией при интенсивном обучении.
Ведь при обычном традиционном обучении при перегрузке информацией наблюдается
неуправляемая стрессовая реакция. А избежать ее можно только за счет
управления состоянием, в частности, средствами суггестивного воздействия
- тормозного или тонизирующего.
Чтобы изменить состояние достаточно просто дать соответствующую словесную команду? Да нет
Чтобы управлять состоянием нужно
воздействие в форме (выбрать)
эмоциональной
суггестивной
декларативной
инструктивной
Чтобы избежать стрессовой реакции
нужно (выбрать)
управлять
вниманием управлять
состоянием